Эхо Москвы в Уфе официальный сайт

БЛОГИ. Ильдар Габдрафиков: Безусловно, это бытовой конфликт, но окрашен в межэтническую форму

БЛОГИ. Ильдар Габдрафиков: Безусловно, это бытовой конфликт, но окрашен в межэтническую форму
09 ноября
14:55 2020

Ильдар Габдрафиков — историк

Вот почему важен муниципальный̆ уровень национальной̆ политики, в т.ч. и мониторинга местной ситуации.

Имевший место инцидент в Кармаскалах  7 ноября свидетельствует, прежде всего,  о неблагоприятной социально-экономической ситуации в сельской местности. Безусловно, это бытовой конфликт, но окрашен в межэтническую форму. Подобные внезапные вспышки насилия на локальном уровне, точное их место и время проявления очень трудно спрогнозировать, однако необходимо изучить причины, вызывающие эти конфликты, поэтому можно их предотвратить. Глубинные причины этого конфликта – социальные, это и безработица, и низкий уровень жизни в сельской местности… Сельчане, прежде всего молодежь недовольны своим положением, значительная их часть не может трудоустроится.

Не исключена и коррупционная составляющая. Например, в причинах  инцидента, имевшего место в Темясово осенью 2018 г.  были и упущения местной власти. Инцидент свидетельствует о крайне важности муниципального звена власти в управления межэтническими и межконфессиональными отношениями, в т.ч. осуществление этнологического  мониторинга на низовом уровне.В условиях кризиса и неблагоприятной социально-оэкономической ситуации любое неосторожное движение, провокация может перерасти в серьезный конфликт.

Также значительна дестабилизирующая роль отдельных личностей — этномобилизаторов, которые через различные каналы, в т.ч. и социальные сети призывают «выходить на улицу и защищать своих». Эти люди ловко манипулируют сознанием озлобленной группы молодых людей. Поэтому, безусловно, смягчить ситуацию могли бы специальные тренинги с муниципальными служащими и местным населением, профилактическая работа и выявление проблемных зон с точки зрения конфликтности.

Кстати, в Кармаскалинском районе компактно проживает община в основном курдов-езидов, выходцев из Армении, окончания фамилий у них на ЯН.  Местное население их воспринимает как армян и, кстати, в ходе последней переписи 2010 года большинство их записаны именно как армяне (в Кармаскалинском районе — 181 человек). Курдов-езидов у себя на родине (ранее в Османской империи, позже в Ираке) очень долгое время притесняли. У них своя религия, уходящая корнями в очень древнее верование — зароастризм — огнепоклонничество. Многовековые притеснения и своя вера — главные причины их сплоченного образа жизни и взаимной поддержки, они живут общинами. У нас в республике есть еще одна достаточно крупная община езидов — в Сибае (183 человек).

Езиды народ очень трудолюбивый и предприимчивый, поэтому представители их общин, в том числе и в Башкирии, живут достаточно зажиточно.

Похожие статьи