Эхо Москвы в Уфе официальный сайт

БЛОГИ. Виталий Пилипчук: «Башкирия еще имеет шансы стать лидером в развитии инфраструктуры электромобилей в стране»

БЛОГИ. Виталий Пилипчук: «Башкирия еще имеет шансы стать лидером в развитии инфраструктуры электромобилей в стране»
07 октября
17:04 2020

Виталий Пилипчук, директор консалтингового бюро «Пилипчук и партнеры» 

Из Facebook

В начале октября в Нефтекамске открыли вторую станцию зарядки электромобилей. Оборудование предоставила швейцарская компания АВВ, которая является мировым лидером по производству электромобилей и зарядных станций для них. Всего в Башкирии сегодня 5 станций для зарядки электрокаров: 3 в Уфе и 2 в Нефтекамске. О перспективах развития электротранспорта в регионе представитель компании ABB в Башкортостане Александр Вакуров рассказал в программе Виталия Пилипчука «Включаем маркетинг».
Тема электротранспорта активно развивается в мире. Это обусловлено стремлением к сознательному потреблению, сокращению выбросов и решению экологических проблем.
В некоторых европейских городах уже введены ограничения по времени использования автомобилей с двигателями внутреннего сгорания — в определенных зонах города таким машинам можно находится не более 15 минут. Такие зоны запретов постепенно увеличиваются, а в Китае по этим принципам работают уже целые города.
С 2018 года выпускаемых в мире моделей электрокаров было всего 60, а вот в 2020 году их стало 333. По оценкам экспертов, период с 2020 по 2025 год станет переломный для рынка электротранспорта: обязательное сокращение выброса СО2 вынуждает производителей автомобилей к различным инновационным решениям, и уже сегодня многие крупные производители имеют в своем ряду электрокары.
Сегодня на рынке представлены разнные модели электрокаров с разной емкостью заряда. Некоторые могут проезжать до 100, а иные — до 700 км на одном заряде. Зарядные станции также делятся на медленные, быстрые и сверхбыстрые. Автомобиль с небольшим аккумулятором на 24 киловатта медленная зарядная станция может полностью зарядить за 4-5 часов. По сути, это как заряжаться от обычной домашней розетки. Быстрая зарядная станция работает с автомобилями на 24-50 киловатт и заряжает такой за 30-50 минут. Сверхбыстрые станции заряжают машину 5-15 минут. Однако, по словам Александра Вакурова, пока говорить о появлении сверхбыстрых зарядных станций рано не только в Башкирии, но и вообще в России, так как количество электромобилей еще слишком мало.
Развивать сеть станций можно с медленных зарядок, которые разумно размещать в тех местах, где люди могут провести время – кемпинги, кафе и т.д. – и находится на расстоянии в 50-70 км друг от друга по пути следования.
Господин Вакуров отмечает, что сегодня электрокары как правило приобретают в качестве второй машины семьи, однако чаще всего именно этот автомобиль становится основным, а машину с двигателем внутреннего сгорания заводят только в том случае, если нужно ехать в другой город.
Какими же аспектами руководствуются люди, покупая электрокар сегодня, если многие российские города еще не имеют достаточной инфраструктуры? Прежде всего экономическим.
 Если человек покупает электромобиль и на ночь дома ставит его на зарядку, как смартфон, то стоимость пути на 100 км составляет порядка 40 рублей. По сравнениею с бензином — разница почти в 10 раз, — говорит Александр Вакуров. — Пока эти ребята первопроходцы. Разумеется, у них всегда есть в комплекте длинные провода, чтобы подзарядиться где-то, где это будет возможно. Они находят какие-то розетки на паркингах торговых комплексов, и, если охрана не прогоняет, заряжаются там.
Региональные застройщики пока не проявляют интереса к установке зарядных станций, хотя наличие такой на паркинге может смотивировать жителей высотки купить электрокар. По статистике, сегодня электромобили приобретают в основном те, кто живет за городом — там есть возможность более-менее комфортно протянуть провод и зарядить машину.
Как отмечает Александр Вакуров, создание зарядных станций может быть выгодным и для инвесторов. Прежде всего потому, что медленные станции стоят не очень дорого, а из строя выходят довольно редко.
 Зарядная станция работает совершенно автономно, обслуживание она получает сама, через интернет. Поэтому для тех, кто хочет развивать инфраструктуру — это очень выгодное вложение с минимальными расходами на перспективу. У нас есть сервис, который оперативно может подключитья к станции, выявить неиправность и починить ее. В 70% случаев неисправности решаются оперативно и удаленно, — говорит он.
Пока в Башкирии зарядные станции ставит частный бизнес, в других регионах появляются крупные системные игроки. Так, в Петербурге и Ленобласти развитие инфраструктуры взяла на себя компания «Ленэнерго», энергосбытовая компания занимается этим также в Оренбурге. В Татарстане зарядные станции уже развивает «Татнефть». Ранее меморандум о сотрудничестве подписали ООО«Энел Икс Рус» и «Татэнерго» — теперь они будут развивать инфрастуктуру для электромобилей.
По словам Вакурова, со стороны административного ресурса Башкирии интерес к электрокарам есть.
— «Пока это только один город — Нефтекамск, где глава понимает тенденцию развития. Но с начала года в Нефтекамске появилось уже 7 электромобилей. Для такого небольшого города это хороший результат.»
Виталий Пилипчук считает, что у Башкирии еще есть шансы стать лидером в развитии инфраструктуры электромобилей в России.
— «На мой взгляд это одна из перспективных ниш, в которой у Республики есть все шансы стать не догоняющим регионом, как это например, случилось со складской логистикой, а одним из реальных лидеров, но для этого нужно системное решение.»
Экономический фактор становится важным фактором и для бизнеса, который тоже начинает задумываться о переходе на электрокары. Поскольку значительная часть расходов бизнеса всегда связана с логистикой, электромобиль может стать удобным и эффективным инструментом, чтобы такие расходы сокращать.
— «Есть электрокары, похожие на маленькие грузовички или микроавтобусы, и бизнес, использую такой транспорт,в год экономит порядка 250 тысяч. Просто потому что не надо заправляться и ремонтировать машину», — говорит Вакуров. — «У электромобиля нет в принципе такого количества систем, какие есть в машинах с двигателем внутреннего сгорания. У него отсутствует топливная система, выхлопная система, система охлаждения, не нужно масло. То есть все его обслуживание замыкается на обслуживании стандартной ходовой части и стоит столько же, сколько и у обычной машины. Поэтому использование электрокаров для бизнеса — это очень перспективная история.»
Сегодня компания АВВ рассматривает проекты создания зарядных станций на паркингах торговых центров и на площадках с удобной доступностью и высокой проходимостью. По подсчетам аналитиков компании, в будущем на дорогах республики можно будет установить 14 станций, чтобы связать между собой крупные города.

Похожие статьи