Эхо Москвы в Уфе официальный сайт

БЛОГИ. Олег Арефьев: Само по себе приложение конечно кривое и его можно было разнести в суде

БЛОГИ. Олег Арефьев: Само по себе приложение конечно кривое и его можно было разнести в суде
01 сентября
19:03 2020

Олег Арефьев — предприниматель-транспортник  

Из facebook

Очень много букв, но больше возвращаться к оплате на общественном транспорте, безналичной оплате и оплате картой АЛГА не буду… или читаем тут или больше вопросов не задаем.

Можно бесконечно смотреть как бежит вода, горит огонь и как пассажиры ругаются с перевозчиками пытаясь оплатить проезд картой АЛГА, при этом в этом противостоянии правых по сути нет с обоих сторон, просто наши реформаторы создали такие условия, в которых народ скоро начнет устраивать кулачные бои отстаивая часто отсутствующие у него права с перевозчиками у которых часто нет такой обязанности.
Если по порядку, то существует всего три способа оплаты проезда на общественном транспорте:
— Наличный расчет
— Расчет банковской картой
— Расчет транспортной картой
При этом два последних хоть условно и относятся к безналичной оплате, но это, как говорят в Одессе — «две большие разницы». Можно конечно рассматривать еще и расчет натурой, но, так сказать.. не те деньги.
И так наличный расчет.
Тут все просто, вы должны отдать деньги и получить на сегодняшний день — билет. И тут возникает первая путаница. Билет или чек? Начнем разбираться. Начнем с того, что если очень упрощенно, то чек может выполнять роль билета, а билет чеком не является, хотя при наличии определенных реквизитов на нем имеет право быть в рамках нового закона. Собственно, билет подтверждает факт оплаты пассажиром, а чек еще и подтверждает факт приема этих денег перевозчиком (водителем).
Билет к нам пришел еще из истории и его основная функция, это подтверждение оплаты проезда пассажиром, соответственно штраф за безбилетный проезд накладывался на пассажира и КРС (контрольно-ревизионная служба) ловила только их обзывала «зайцами» и пыталась оштрафовать, водители на всю эту историю смотрели только в зеркало и часто улыбались.
Теперь расколотим стеклянный… тьфу миф, про то, что вот только что приняли 54 ФЗ и вот прямо завтра перевозчики обязаны будут выдавать чеки. Начнем с того, что 54 ФЗ был принят в 22.05.2003 года. И он давал право, подчеркиваю право выдавать и билеты, и кассовые чеки, в том числе старого образца и вопрос лежал исключительно в плоскости проблем взаимоотношения перевозчика и пассажира.
Но в один определенный момент государство чухнуло, что деньги, которые получает перевозчик идут мимо его зоркого ока и в 2018 году вышел ФЗ №192 который говорил о том, что у перевозчика с 01.07.2019 появляется уже обязанность не просто выдавать билеты или чеки, а передавать информацию оператору фискальных данных. Учитывая еще и то, что у нас любая обязанность без наказания за её неисполнение является исключительно пожеланием, за невыдачу такого документа уже у перевозчика появилась ответственность, точнее её актуализировали в ст. 14.5 КоАП РФ .
Но, естественно никто особо не чесался и к 01.07.2019 года к переходу на новую систему никто не был готов и в итоге 03.07.2019 (даты смотрим внимательно) появляется ФЗ № 171 который приостанавливает до 01.07.2020 года действие частей 2 — 4 и 6 статьи 14.5. Но тут мы все заболели и 23.06.2020 в ФЗ № 171 происходит редакция даты, на 01.10.2020 на данный момент этот документ считается актуальным и ни каких предпосылок к его изменению нет, а значит 01.10.2020 наступит час икс, после которого жизнь многих перестанет быть прежней.
Резюмируя, на сегодняшний день перевозчик как бы должен вам выдать чек или билет, но если он этого не сделает, то это ваши проблемы и, если вас поймает КРС, вас оштрафуют, он будет как лодочник из песни Лебединского «вот так улыбаться», но для него, какой-либо серьезной ответственности не существует и не работает.
Теперь, о оплате банковской картой (читаем внимательно, БАНКОВСКОЙ!)
И тут вас ждет первое разочарование, перевозчик по федеральному законодательству не обязан принимать у вас карту и соответственно требовать этого у него вы не можете. Правда сюрприз? Почему так? Согласно Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей» перевозчик обязан иметь терминал и принимать безналичную оплату картой, если его выручка именно на этом автобусе превысила за предыдущий год 40 миллионов рублей. Ну как сюрприз, удался? Как вы думаете, много у частников автобусов с официальным оборотом в 40 миллионов по прошлому году?
Но, вечер сюрпризов продолжаем, такая обязанность у перевозчика появится может, но вытекать она будет не из федерального законодательства, а из требований заказчика перевозки, в том числе из условий конкурса по итогам которого он на этом маршруте работает. В связи с тем, что практический все конкурсы на работу по городским маршрутам были разыграны еще в лохматых годах, а новые толком мы провести так и не смогли, то и тут этой обязанности у перевозчиков нет!
Есть конечно республиканское положение о безналичной оплате перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом от 28 декабря 2017 года. Положение полностью заточено под внедрение безналичных платежей через конкретную организацию БРСК (поговорим о этих волшебниках ниже), но даже по этому положению обязанности у перевозчика возникают после и на основании подписания им договора присоединения к системе.
Само по себе приложение конечно кривое и его можно было разнести в суде, но перевозчики этого не сделали и родили себя головную боль, с которой сейчас и живут. Но что важно, я не могу сказать о всех перевозчиках, но я точно знаю, что некоторые из них новое соглашение присоединения к системе не подписали и соответственно то что они принимают банковские карты к оплате, это их добрая воля, а не обязанность и требовать этого вы от них де-юро никакого права не имеете.
Новое, потому что по факту история этого проекта делится на до и после. И соглашения по сути два. Первое действовал на период тестового внедрения этой системы, и мы о нем писали много раз, потом эта система перестала быть тестовой и стала постоянно действующей, о том, как произошло это волшебное превращение, мы тоже писали и в том числе о самой системе. Так вот первое соглашение подписали все перевозчики и нахлебавшись по нему ухи, с подписанием второго соглашения возникли очень серьезные проблемы.
Я вам еще открою маленькую тайну, вообще чего-либо требовать часто именно от перевозчика смысла никакого нет. Как так и почему? Всё просто, не он устанавливает правила работы, оплаты, направления маршрутов и их направления. Эти правила устанавливает заказчик, в нашем случае администрация города и более того, это она обязана отслеживать соблюдение установленных правил работы на маршруте. По факту ответственность перед вами несет не перевозчик, а администрация города. И если кто-то не принимает оплату, то это значит администрация города не смогла правильно настроить систему и её проконтролировать, и смысла возмущенно трясти картой перед носом перевозчика смысла нет вообще, он часто, по причинам, описанным выше, эту карту принимать не должен.
А теперь о вкусном, о карте АЛГА.
Сейчас вообще начнется вечер сюрпризов. Первое, открою вам страшную тайну, вопросы, связанные с работой транспортных карт, на федеральном уровне не регулируется от слова — совсем. В подавляющих случаях это коммерческие проекты, через которые региональные власти, при достижении определенных договоренностей исполняют свои социальные обязательства перед обществом, но от этого сами проекты не перестают быть чьим-то бизнесом.
Обязать принимать любую транспортную карту законодательно нельзя от слова совсем. Именно поэтому наши деятели привязали оборот нашей АЛГИ к банковским картам, представляя пастве мысль, что как бы это одно и тоже, сделали это криво, но повторюсь, перевозчики промолчали и теперь их возмущения я тоже не очень понимаю.
В принципе, если опять рассмотреть вопрос через утрированную аналогию, то на данный момент требовать, чтобы некоторые перевозчики, не подписавшие договор присоединения, что бы они принимали её к оплате, это почти тоже самое, что требовать, чтобы вам в супермаркете Ленты, сделали скидку по карте сети Перекресток.
Должен ли пассажир разбираться кто его подписал, а кто нет? Нет, не должен, это вообще вопрос импотентов из городской администрации, разбираться кто чего подписал и, кто чего должен, а не рассказывать глупости про то, что все обязаны. Все не обязаны, но проблема в том, что это не проблема пассажира, он просто хочет иметь удобный механизм расчета, но требует он почему-то этот механизм от перевозчика, а не городской администрации.
Возвращаясь к БРСК и их уже набившей оскомину карте АЛГА. Повторюсь, это вообще бизнес проект, который продвигают, используя административный ресурс, что само по себе противоречит всем нормам и здравого смысла, и закона. Но как любой бизнес проект он выходит на самоокупаемость и прибыль по достижении определенного количества пользователей, так как зарабатывает процент с оборота.
Именно поэтому всех и существует задача подсадить на эти карты любой ценой максимальное количество пользователей. В том числе нарушая всё что можно. Еще раз возвращаемся к бонусным картам торговых сетей, так, как будете смеяться, но логика их работы одна, она не просто похожа, они практический одна исключая отраслевую специфику. Так вот, для того, чтобы в проект АЛГА загнать народ, его привлекают скидками, к примеру, за наличный расчет 28 рублей, а по карте 20 рублей. В принципе в этом нет ничего плохого, логика карты сетевого гипера та же.
Но!!!… А простите, за чей счет банкет? Гиперу, той же ЛЕНТЕ, государство из бюджета тоже компенсируют ту скидку, которую они дают? К примеру пряники стоят 100 рублей, а по карте 80 рублей, 20 рублей из бюджета республики? Бред же. Так вот Башавтотрансу эту разницу между 28 и 20 рублями разными способами, часто не законными, региональный бюджет компенсирует. Вопрос залу, что должна сделать ЛЕНТА, чтобы тоже получать компенсации? Ответ я думаю знаете сами.
В целом конечно я писал, о том, что в ряде регионов местная администрация не плохо сотрудничает с операторами местных транспортных карт, но делает это, как бы в законном поле. В том числе и перечисляет компенсации при определенных условиях, по некоторым, скидкам для пассажиров, но там совсем другая схема.
Там эти компенсации под столом в темноте, завернутые в газету предают не любимому перевозчику в лице БАТа, а передают оператору, и он уже распределяет их между перевозчиками, принимающими его карту и это правильно, более того по такой схеме и большинство наших перевозчиков работали с удовольствием, но у республики и города нет этого механизма, да они с ним особо и не парятся, потому что тогда могут всплыть мутные схемы Бюджет — Госкомтранс — БАТ, в которых частники являются только прикрытием.
Резюмируя…
Виноваты в сложившейся ситуации все, в том числе сами перевозчики, потому что молчите, а если молчите, то пассажиру пофиг ваша внутренняя кухня, он хочет просто понимать, что и как, а этого понимания у него нет, вот он и нервничает. Более того, если у вас на автобусе есть наклейка что вы принимаете карту АЛГА, то принимать её вы обязаны, потому что, наклеив её вы сами обозначили условия, на которых вы готовы заключить публичный договор с пассажиром и его вообще не должны касаться ваши внутренние взаимоотношения в БРСК, администрацией города и прочими участниками процесса. И да… севший без зарядки терминал, не является уважительной причиной в этом случае.
Не хотите принимать карту АЛГА? Имеете полное право и заставить вас никто не сможет, вообще никто, но не вводите пассажира в заблуждение, повторюсь, он не виноват в ваших закулисных терках. Повесть табличку, что в данном автобусе АЛГА не принимается и всё!
Пассажирам, просто для информации, к тому что написано выше, не забывайте, что когда вы ругаетесь с водителем маршрутки из-за карты АЛГА вы деретесь за чужой бизнес, которому на вас срать и он даже не смог построить нормальную и понятную системы работы, вам это надо?
Но в любом случае основная вина лежит на адмистрации региона и города, они, запутавшись в своих серых схемах до такой степени, что в результате «транспортной реформы» запуталось вообще все, что разобраться в правах и обязательствах пассажиров и перевозчиков уже и юристы не всегда могут, а создать понятную, прозрачную и главное удобную систему общественного транспорта это именно их задача…

И да… отдельно для Р.Ф. Хабирова…. вы не в результате транспортной реформы запустили безналичную систему оплаты проезда, вы в условиях полного хаоса и даже отсутствия признаков транспортной реформы, продвигаете за счет бюджета чей-то очень мутный бизнес.

Похожие статьи