Эхо Москвы в Уфе официальный сайт

БЛОГИ. Ринат Гулиев: «Кто же живет в Илишевском районе – башкиры или татары?»

БЛОГИ. Ринат Гулиев: «Кто же живет в Илишевском районе – башкиры или татары?»
02 марта
19:10 2020

Ринат Гулиев — краевед

Из facebook

Наверное не многие знают о том, что на западе РБ существует район, который по численности башкир на равных тягается по этому показателю с Бурзянским. И речь здесь идет об Илишевском районе. Но сразу оговорюсь — тягается лишь на бумаге, поскольку «настоящих» башкир там как всем известно нет, а те немногочисленные его представители появились на этой земле в советский период, переселившись из юго-востока РБ. Чем еще примечателен район? Тем, что во время абсолютно всех переписей с 1939 по 2010 годы сохранял полноценный башкирский монолит в своем составе, что редкость для запада республики. И что особенно странно для района, откуда вышло множество татарских писателей, артистов, деятелей культуры. Да и жители близлежащих территорий как и сами жители данного района при близком общении с ними никогда не считали себя башкирами.
Но что здесь первично самосознание современных его жителей или показатели переписи? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю ознакомиться с результатами переписи 1920 года, которые впервые ввел в научный оборот Михаил Роднов (доктор исторических наук, сотрудник Уфимского ИЯЛИ УНЦ РАН), но о которых не упоминают те, кто пытается утверждать, что местное население всегда себя считали башкирами. Для этого воспользуемся данными по переписям за 1920 г проведенными в Белебеевском и Бирском уездах. Именно из этих волостей входивших в эти два уезда в 1935 году был образован Илишевский район. В чем ценность именно этой переписи? Первое — советская власть отменила прежние привилегии и у народа появилась возможность указывать свою истинную этническую принадлежность. Второе — Бирский и Белебеевский уезды еще не постигла участь оказаться в составе новоиспеченной БАССР, а значит вероятность вмешательства башкирских партийных органов в результаты переписи была минимальна. И поэтому достоверность данных именно этой переписи максимально близка к реальной картине. Максимально, так как все пережитки прежнего сословного самосознания еще не исчезли, но по вышеозначенным двум причинам данные эти куда более близки к истине нежели данных более поздних переписей. И вот взяв данные переписи 1920 года по каждому населенному пункту вошедшие позднее в состав Илишевского района получаем следующие цифры. Данные сведены в таблицу (русские, марийцы и удмурты не учитывались):

Как видно из таблицы население будущего Илишевского района в подавляющем большинстве татарское. Так из 61,70 тыс. человек населения, тюркоязычное составляло 58,89 тыс.. Из них 45,47 тыс. составляли татары (плюс мишаре и тептяре – бывшие сословные группы учитывавшиеся позднее в составе татар) , и лишь 12,03 тыс. “башкиры”. Таким образом татары составляли 73,69 % населения района, а башкиры только 19,5 %. Совершенно очевидно, что те немногочисленные тептяри, башкиры и мишари отраженные в переписи все еще по инерции продолжали идентифицировать себя по сословию, а не по этносу, об этом свидетельствует и смешанный состав практически всех башкирских сел, за исключением двух. Скорее всего перепись 1926 года их не зафиксировала бы вовсе, если б территория района не вошла к тому времени в состав БАССР. Теперь становится понятным почему данные переписи 1920 так тщательно скрывались, а за его данные во многих научных монографиях (к примеру в многотомнике Анвара Асфандирова «Истории сел и деревень Башкортостана») часто выдавали результаты предыдущих переписей (что смог установить Михаил Роднов в ходе своих исследований), когда сословные деление еще не было полностью упразднено.
А вот по данным уже переписи 2002 г. эти показатели поменялись на диаметрально противоположные . По переписи 2002 г. в Илишевском районе башкиры составляли 80,5 % населения, а татары 13,7 %. По переписи 2010 г. 78,8 %, а татары 15,3 %. По этим же причинам родное село знаменитого летчика Мусы Гареева (родившегося в 1922 году) Илякшиды, которое в 1920 было татарским, а в последних переписях населения уже числится башкирским, соответственно и сам герой вдруг стал башкиром. На примере Илишевского района мы видим как методом явных манипуляций, население в целом идентифицировавшее себя татарским и разговаривающее на чистейшем татарском языке, «превратилось» в башкир. Районе подарившем множество представителей татарской культуры. Открываются башкирские историко-культурные центры в честь якобы башкира (на самом деле как мы видим татарина) Мусы Гареева, проводятся шежере-байрамы, снимаются пропагандистские документальные фильмы. И после этого вы до сих думаете, что данным последних переписей можно верить?

Нет описания фото.

Похожие статьи

Нет комментариев

Комментариев пока нет

Пока никто ничего не написал, будете первым?

Написать комментарий

Написать комментарий

Telegram канал

Опросы

Март 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031