Эхо Москвы в Уфе официальный сайт

Павел Качкаев: «Бюджет Уфы во все времена был одним из самых маленьких среди миллионников»

Павел Качкаев: «Бюджет Уфы во все времена был одним из самых маленьких среди миллионников»
27 июня
20:53 2017

Часть программы «Персонально Ваш» с депутатом Госдумы РФ, главой администрации Уфы в 2003-2011 годы Павлом Качкаевым.

Дарья Кучеренко:

— Не могу вам не задать вопрос, как бывшему главе администрации, о том, что происходит сегодня в мэрии. Я хочу вас спросить про долги. Может быть вы слышали, что идет некий спор между администрацией города и Министерством финансов республики, какие-то взаимные обвинения. И Министерство финансов республики имеет некие претензии к городу по поводу накопленных долгов, например. Понятно ли вам вообще, что сейчас происходит в администрации? И вспоминая ваш опыт, насколько это просто накопить городу долги, и как можно из этой ситуации выходить?

Павел Качкаев:

— Вообще объективно ответить на этот вопрос мне сложно, вот честно говорю.

Д.К. — Ну давайте попробуем.

П.К. — Нет, объективно ответить не получится. Только единственное можно вот, там по старому опыту. Просто бюджет ведь — это не очень такая простая вещь, да? Бюджет — это не десяток страниц, и зависит от громадного количества факторов. Ну, первое, единственное, что я например могу сказать: бюджет Уфы во все времена был одним из самых маленьких по объему, по размеру.

Д.К. — Среди..?

П.К. — Среди городов-миллионников.

Д.К. — А почему так получалось?

П.К. — Ну, не знаю. У нас в принципе во все времена и стоимость жилищно-коммунальных услуг одна из самых низких по стране. Поэтому здесь все взаимосвязано.

Д.К. — Но, вот вам хватало этого бюджета? Вы не просили республику увеличить?

П.К. — Вообще бюджета никогда не хватает. Так же, как и денег в семьях.

Д.К. — Бывает совсем-совсем не хватает, а бывает еще можно как-то мирится.

П.К. — Да нет, ну тут спрос определяет предложение. Поэтому денег не хватает никогда. Другое дело, что вот, на мой взгляд, какие были допущены… Это даже еще администрация Уфы может быть, где-то и правительство упустило этот момент. Проводили очень много больших мероприятий, то же самое ШОС и БРИКС.

Д.К. — Так.

П.К. — У нас после этого произошли различные встречи, делегации, там еще какие-то спортивные мероприятия большие были. Естественно город на это дело потратил большое количество средств. А вот, если взять само формирование бюджета, то в большей степени бюджет, объем бюджета зависит от тех нормативов, которые устанавливает регион. Ну вот, к примеру, 44% бюджетных доходов составляет доход физических лиц. Ну то есть или подоходный в простонародье. По бюджетному кодексу и по налоговому кодексу городской бюджет или регион может отдать от 20 до 40, по-моему, процентов. То есть вот, если это 44%, то только одним этим действием можно увеличить доход любого города чуть ли не в полтора раза. Ну, например, к примеру, в том же самом…

Д.К. — Если можно, коротко, нам сейчас на новости уходить.

П.К. — В Новосибирске отчисление на налог доходов физических лиц в полтора раза больше чем, в Уфе. Естественно и бюджет в два раза больше. Ну а второе — это просто нужно и деньги тоже считать, расходы считать.

Д.К. – Еще несколько вопросов касательно бюджета администрации Уфы, о котором мы начали говорить в первой части нашей программы. Понятны ли вам претензии мэра Уфы нынешнего Ирека Ялалова к Министерству финансов республики о том, что нужно городу оставлять больше налогов, потому что Уфа — город большой, город развивающийся и хотелось бы вот, чтобы бюджет хотя бы сравнялся с другими городами-миллионниками?

П.К. — Ну вот я еще раз говорю, я не могу очень, как сказать, детально, не знаю бюджета сегодняшнего. Но одно то, что долги той же самой Уфы там выросли в разы, в сравнении допустим с периодом 2010-2011 года, это говорит о том, что все-таки что-то не то. Поэтому говорить о том, что вина этого Минфина или правительства, или администрации город. Вот без детального анализа очень сложно. Я думаю, я надеюсь, я уверен, что все-таки Ирек Ишмухаметович вполне объективно говорит о том, что на сегодня бюджет Уфы должен быть увеличен. Кстати, было же принято решение, насколько я читал прессу, о том, что там налог на имущество увеличили. Порядка, наверное, в Уфе 350-340 миллионов рублей доходов дополнительного будет. Вот из этой суммы 660 — то, что говорю. Ну это я только сужу по печати.

Д.К. — Насколько вообще это такая обычная ситуация, когда Министерство финансов республики по сути диктует какие-то свои, ну не то чтобы условия, какие-то замечания говорит администрации города, ее финансовому блоку?

П.К. — Понимаете вот, не один город в Российской Федерации, может быть, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, он не самодостаточный. Как бы мы не говорили, что вот этот город там, он самодостаточный, у него там  бюджет. Все равно бюджет любого города, любого субъекта, вернее любого муниципального образования, зависит от субъекта Российской Федерации, от региона зависит.

Д.К. — Потому что он деньги возвращает, которые он ему отдает.

П.К. — Совершенно правильно, потому что существуют бюджетный кодекс, налоговый кодекс, которое вот устанавливает нормативы отчисления, причем нормативы отчисления имеют большущую вилку. Вот я вам яркий пример привел. Да тот же самый НДФЛ можно дать норматив 20%, можно дать норматив 40% — есть разница? Есть, в 2 раза разница. То же самое налоговое имущество можно дать 1%, можно дать 5%, ну и так далее. Все вот эти вот налоги, которые собираются — как бы федеральные налоги, которые собираются в общую копилку. Потом защита идёт нашего субъекта перед Минфином Российской Федерации. Минфин субъекта даёт норматив Минфину города или любому муниципальному образованию. Поэтому здесь зависимость — она очень полная и по крайне мере больше 50% налогов или доходов города — это именно зависит от нормативов отчисления и от субъекта Российской Федерации.

Д.К. — Давайте подведём итог, о чем мы говорили. Правильно ли я вас понимаю, что исходя из вашего опыта, денег в Уфе всегда не хватает и нужно просто правильно ими распоряжаться для того, чтобы не накапливать большие долги.

П.К. — Ну это тоже очень примитивно, понимаете денег не хватает никогда. Распоряжаться, естественно, ими нужно очень аккуратно и бережно, но в тоже время, если стоят какие-то большие задачи… Я ещё раз повторяю, ведь прошли крупнейшие мероприятия мирового уровня, тот же самый ШОС и БРИКС, но явно на это дело город потратил большие средства. Какие были взаимные договорённости между правительством Республики и городом я не могу сегодня сказать. Но я далёк, вы думаете, что смотрю там, проверяю бюджет города? Мне не до этого, у меня своей работы очень много, мне хватает. Поэтому здесь вот я пользуюсь только теми ощущениями, которые по собственному опыту, которые за 17 лет работы вот в мэрии и с 2003 года был главой, а не с 2006.

 

О проведении крупных мероприятий в Уфе

 

Д.К. — Вы сказали про саммиты ШОС и БРИКС, а ещё планируется Апимондия, если конечно выберут Уфу в качестве места проведения. Например, апимондию или фольклориаду в 21 году и дальше. Вы считаете, что стоит такие мероприятия проводить или не стоит?

П.К. — Стоит обязательно.

Д.К. — Но на них же очень много денег уходит.

П.К. — Ну деньги в любом случае уходят, понимаете, деньги – это один из инструментов, которые помогают городу извлечь дополнительные деньги. Вот эти мероприятия все, они создают имидж Уфы. И сегодня, те же самые, что ШОС БРИКС, на мой взгляд, помогли чему? Насколько я знаю, есть несколько проектов, которые уже сегодня начинают работать по восточному обходу с турками, тоннель достраивать — приняли решение. Там и ВТБ подключился, как один из источников финансирования. Теперь с Китайской народной республикой есть проекты именно вот по строительству мостовых переходов и других вещей. То есть всё это в любом случае, вот эти деньги, они не бывают выброшены на ветер. Это всё равно имидж города, это узнаваемость города, привлечение новых дополнительных инвестиций.

 

Об имидже города и перекрытии дорог

 

Д.К. — Тут приезжал президент Киргизии в Уфу и очень много медийная особенно общественность (я просто могу судить по тому, что они писали) была возмущена тем, что перекрывали город из-за приезда президента. Вспоминая Ваш опыт работы в администрации. как вообще проходит согласование о перекрытии улиц города, когда приезжают вот такие важные гости? Насколько здесь город самостоятелен в решении: можно ли перекрывать улицы или нет?

П.К. — Я понимаю, что это создаёт большие неудобства для жителей, но за время своей работы много раз бывал в подобных правительственных командировках. Причём тех, которые организовывались на уровне президента Российской Федерации. Когда был членом по местному самоуправлению при президенте, в принципе в любой столице, в любом городе. если приезжает правительственная делегация, перекрытие улиц осуществляется.

Д.К. — Это требования безопасности?

П.К. — Это требования безопасности в первую очередь, потому что президент СНГ — персона охраняемая. Вот поэтому в первую очередь — это требование безопасности. Другое дело — то, что есть разные способы перекрытия улиц, можно улицы перекрывать перед непосредственно проездом делегации, можно за пол часа перекрывать. Но, я ещё раз говорю, город к этому отношения не имеет. Это специально обученные люди, которые отвечают именно вот за охрану, безопасность охраняемого лица. Даже наши сотрудники ГИБДД, насколько я знаю, имеют непосредственное значение, если их поставят и дадут команды: когда, что, где закрывать. Поэтому здесь винить в этом город нельзя и, наверное, даже может быть и региональные власти за это винить тоже будет не совсем правильно.

 

О визитах первых лиц

 

Д.К. — А зачем вообще нужны подобные визиты? Вот приехал президент Киргизии. Не очень понятно, что они тут делали и какая польза от этого Башкирии?

П.К. — Можно я на этот вопрос не буду отвечать, потому что этот вопрос очевиден, ведь можно дойти до абсурда с такими вопросами. Вот зачем Качкаев поедет завтра в Москву? Например, у него региональная неделя. Или зачем ваш главный редактор ездит тоже по региону и берёт интервью у того или иного? Я могу ответить, что любой визит впустую не проходит. Это не просто так ведь захотел он приехать и приехал. Значит подписывались какие-то соглашения, решались какие-то вопросы. Ведь у любого человека, который имеет столько власти, всё-таки много за его спиной, целая республика. Он просто так не приедет, значит какие-то вопросы он решал. Поэтому говорить, что он тут делал? Ну просто приехал кофе попить.

Д.К. – Понятно, что республика заинтересована в информационном смысле — приехал президент.

П.К. — Республика кроме информационного смысла заинтересована ещё и в повышении инвестиционного климата. Сегодня Кыргыстан, Республика Киргизия поставляет в Российскую Федерацию большое количество продуктов питания, фруктов там, овощей и всего остального. Может быть, они решали именно эти вопросы по просьбе нашего президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Может быть, я не участвовал в этом. Но я не думаю, что просто так, от нечего делать, прилетел сюда и 2 дня кофе пил, дороги перекрывали специально, чтобы было плохо ездить.

Д.К. — Ещё вопрос про соглашение. Вот Уфа периодически с кем-то заключает соглашения с Астаной. Например, с Краснодаром вот прям совсем недавно было заключено. Как работают подобные соглашения? Что они предполагают обычно?

П.К. — Ну это зависит темы соглашения. Соглашения могут заключаться в культурной области, в образовательной области, вести какие-то инвестиционные какие-то проекты. Ведь у нас в Российской Федерации, вот если раньше нами руководил Госплан, планировал сверху, то сегодня очень много зависит от знания того или иного региона. Регионы развиваются самостоятельно, и много очень можно подчеркнуть, побывав в регионе. Ведь не зря рассматривается то же самое правительство по линии ЖКХ. Организовываем как бы, изучение лучших муниципальных практик по тому же проекту запустили мы «Городскую среду». Это где мы по дорогам, по дворам, по паркам начинаем реконструкцию. Делаем банк данных лучше муниципальные городские практики с тем, чтобы города изучали этот опыт и «не изобретали велосипед». Поэтому вот эти все соглашения направлены в первую очередь на обмен опытом, на взаимодействие с муниципалитетами или субъектами Российской Федерации.

 

О засекречивании доходов чиновников и патриотизме

 

Д.К. — Позвольте я перейду к вопросу. Слушатель Ильдар нас спрашивает: «Уважаемый Павел Рюрикович, как Вы голосовали по закону о засекречивании доходов высших чиновников и чем вызвано принятие данного закона?»

П.К. – А я такого закона и не слышал, если честно. О засекречивании данных — это другое дело, но не о доходах. У нас на сегодня доходы высших чиновников, они не засекречены. Если речь идёт о засекречивании данных, то я вполне осознанно голосовал за это. Понимаете, не интересно, например, у какого чиновника жена там, дети, внуки, где они работают, где они живут. Точно так же мне не интересно, когда пытаются членов моей семьи где-то рекламировать даже абсолютно не по теме. Там дети занимаются чем-то другим и записывают ещё что-то. Вот о засекречивании данных, я, например, ничего страшного не вижу.

Д.К. – Знаете, это иногда бывает полезно, когда какой-нибудь депутат выступает с патриотическими речами, а потом выясняется, что его дети где-то за рубежом учатся.

П.К. – Мне, например, это неинтересно, вот честное слово. У меня дети за рубежом не учатся. Вот у меня на сегодня внучка она заканчивает школу. Вот яркий пример — внучка захотела поступить в определённый ВУЗ, не буду говорить в какой. Родители не в восторге, мы не восторге, но в принципе она самостоятельный человек. Если человек хочет учиться за границей, я, например, никакого патриотизма не вижу. Другое дело, получив знания там какие-то хорошие за границей, то должен вернуться сюда и здесь эти знания применять. Вот это другой разговор.

Д.К. — Понятное дело, что человек может учиться где хочет. А люди, принимающие законы образования, отправляют учиться за рубеж. Возникает вопрос: что, совсем плохо с образованием?

П.К. — У меня, например, дети учились здесь и вот внучка тоже будет учиться в Российской Федерации не в Уфе, но тем не менее. Я ничего страшного не вижу в засекречивании данных. Доходов — да, тут говорить даже не о чем. А с другой стороны, если человек показал доход, который ему позволяет детей отправлять за границу учиться официально, то почему бы и не отправить, если это их выбор.

 

 

 

Фото: Bashinform

Репост

Похожие статьи

Нет комментариев

Комментариев пока нет

Пока никто ничего не написал, будете первым?

Написать комментарий

Написать комментарий